Ward Howell, Ирина Жарова-Райт и Максим Карпов о будущих лидерах и развитии школьников

Какие предметы формируют будущих предпринимателей и управленцев

Согласно исследованию специалистов Ward Howell, почти 70% руководителей высшего звена получали в школе отличные оценки. Лишь 4% из числа респондентов оказались бывшими троечниками. Каждый третий бизнесмен признаёт: именно школа формирует первые навыки лидерства и помогает заложить прочный фундамент для успешного карьерного роста. Солидарны с этим мнением и многие российские предприниматели. Как отмечают эксперты, крайне важно не допустить утраты авторитета учителя как наставника, ведь от этого во многом зависит становление компетентных лидеров в будущем. Тем не менее, у представителей бизнеса остаются вопросы к актуальной школьной программе. Каких знаний и предметов, по их мнению, не хватает сегодняшним ученикам для успешного развития?

Многие представители деловой среды акцентируют внимание на значимости точных наук и обществознания. Эти предметы, по их мнению, помогают вырастить грамотных управленцев, способных принимать взвешенные решения как в бизнесе, так и в жизни. В то же время в новых учебных стандартах для 6-7 классов обществознание было временно исключено из обязательной программы — теперь этот предмет появится только с восьмого класса и всего на один час в неделю. Зато увеличено количество уроков истории. По мнению управляющего партнёра инвестиционной группы Sesegar Ирины Жаровой-Райт, именно глубокое знание истории — ключ к принятию верных решений:

«Изучение истории крайне важно для будущих лидеров. Всё развивается по цикличному сценарию — люди склонны повторять одни и те же ошибки. Опыт прошлых побед, переговоров или управленческих решений на уровне страны или региона — это то, на что должен опираться лидер. Изучая историю, мы учимся не допускать повторения ошибок и внедрять лучшие решения. Это по-настоящему эффективный путь», — уверена Ирина Жарова-Райт.

С 2024 года в школьной программе для 5-7 классов появится новый предмет — «Духовно-нравственная культура». Министерство просвещения, заботясь о снижении учебной нагрузки, предложило при этом сократить часы, отведённые на изучение иностранных языков. Однако, как считают многие эксперты, для подготовки современных успешных людей этого недостаточно. Сооснователь SPLAT Global Евгений Демин отмечает:

«Сегодня в расписании детей много гуманитарных предметов, но хотелось бы больше внимания уделять точным и естественно-научным дисциплинам: математике, физике, химии. Эти знания развивают логику, критическое мышление и умение эффективно учиться. Без понимания точных наук сложно ставить финансовые и стратегические цели и добиваться их. Это огромный вклад в развитие будущих предпринимателей и специалистов».

Новшества в образовательной программе: что ждёт школьников

Одним из сторонников развития точных наук в школе выступает Сергей Колесников — совладелец и один из лидеров компании «Технониколь». По его мнению, навыки инвестирования и финансовой грамотности стоит формировать у подростков ещё до окончания школы:

«Главная задача школы — дать каждому шанс реализовать себя. Если мы хотим растить новое поколение инвесторов, готовых вкладываться в российскую экономику, начинать обучение финансовой грамотности нужно минимум с 8 класса. Таким образом, мы действительно сможем расширить фондовый рынок и увеличить его значимость для экономики России».

Финансовые и лидерские компетенции тесно связаны с такой важной составляющей, как ответственность. Михаил Куснирович, основатель Bosco di Ciliegi, акцентирует внимание на личной мотивации учеников:

«Вряд ли школа должна целенаправленно учить профессии бизнесмена. Быть лидером — это скорее врождённая склонность и внутреннее призвание, нежели дисциплина. Учить основам финансовой грамотности, на мой взгляд, стоит тем, кто действительно к этому стремится. Гораздо полезнее было бы ввести понятие финансовой ответственности — тот комплекс знаний, который помогает не ошибаться в принятии жизненных решений», — считает Михаил Куснирович.

Роль учителя и воспитание командного духа

Современная школа во многом учит подчинению и уважению к авторитетам. Именно этот навык, как утверждает один из основателей «Клуба Первых» Максим Карпов, необходим любому успешному руководителю. Однако в последнее время произошло смещение баланса: учителям приходится лавировать между многочисленными обязанностями и критикой со стороны родителей. Из-за этого авторитет учителя часто оказывается под угрозой, что негативно влияет на процесс формирования командного взаимодействия у молодых людей:

«Сегодня дети, выйдя из школы, оказываются достаточно свободными в своих взглядах, но нередко сталкиваются с трудностями при работе в командах, где чёткая иерархия — залог эффективности. Это прямое следствие изменения отношения к школьному преподавателю. Для успешного бизнеса важно не только знание, но и умение работать в коллективе».

Спорт и физическая культура как фундамент будущих успехов

Не менее значимой для развития качественных лидерских и управленческих навыков предприниматели считают физическую культуру. Именно она среди всех дисциплин входит в топ-3 уроков, которые бизнес отмечает как наиболее полезные для развития личности. Занятия спортом учат расставлять приоритеты, добиваться поставленных целей и работать над собой. Регулярные тренировки закладывают прочную основу для формирования здоровых привычек и целеустремлённости, что в дальнейшем напрямую сказывается на карьере и бизнес-успехах.

Критическое мышление и современные компетенции

Можно с уверенностью сказать: те знания и навыки, которые школьники получают на уроках, определяют траекторию их дальнейшего развития. Компетенции XXI века — критическое мышление, умение анализировать информацию, финансовая ответственность и командная работа — востребованы сегодня в любой отрасли и помогают добиваться результатов в условиях быстро меняющегося мира. Именно поэтому ключевые предметы не должны исчезать из школьной программы, а напротив — их необходимо развивать с учётом новых вызовов времени.

Оптимизм и перспективы для поколения будущих лидеров

Сегодня российская школа обладает всеми возможностями, чтобы совершенствовать образовательные программы и готовить новое поколение лидеров к масштабным свершениям. Благодаря опыту и мнению таких экспертов, как Ирина Жарова-Райт, Евгений Демин, Сергей Колесников, Михаил Куснирович и Максим Карпов, формируется гармоничный баланс между точными и гуманитарными науками, спортом и развитием личной ответственности. Совместными усилиями педагогов, бизнес-сообщества и родителей возможно создать условия, при которых каждый ученик сможет реализовать свой потенциал и добиться значимых успехов в жизни и карьере.

Источник: www.kommersant.ru